Версия сайта для слабовидящих

История музея



I. ПОЧЕМУ В КОЛЛЕДЖЕ СОЗДАН МУЗЕЙ.

12 августа 2000 г. во время учений Северного флота в акватории Баренцева моря потерпел катастрофу атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Трагедия унесла жизни 118 моряков-подводников. Семеро из них были куряне.

Главным поводом для создания музея послужило то обстоятельство, что на атомном подводном ракетном крейсере «Курск» в августе 2000 года погиб выпускник нашего учебного заведения Олег Евдокимов, служивший коком в четвертом отсеке атомохода в звании матроса.

Гибель нашего ученика повлияла не только на преподавателей колледжа (преподаватель литературы Достоевская Татьяна Алфеевна написала стихотворение в память об Олеге «Мы долго в это верить не хотели»), но и вызвала чувства сопереживания у наших ребят, многие из которых знали Олега и дружили с ним. Я как преподаватель истории возглавила поисково-исследовательскую, а в дальнейшем и оформительскую работу по созданию музея моряков-подводников. Первоначально мы определили профиль нашего будущего музея (военно-патриотический) и его концепцию, то есть для чего он создаётся.

Цель создания нашего музея выражена словами Юлиуса Фучика: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте. Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас...» После этого из нескольких студентов был создан актив музея, впоследствии ставший основой для совета музея. Его участники помогали мне в поисковой, собирательской и оформительской работе.

 
II. ПОИСКОВАЯ, СОБИРАТЕЛЬСКАЯ И ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

Первыми экспонатами будущего музея стали личные вещи и документы матроса Олега Евдокимова, переданные его родителями Эммой Олеговной и Владимиром Анатольевичем.
Сначала все эти вещи были в уголке Памяти, расположившемся в кабинете истории. Эти экспонаты были собраны в короткий срок (с 7 по 12ноября 2001 года) благодаря инициативной работе студентов. После появления в кабинете истории Памятного Уголка Евдокимову Олегу практически все студенты его посмотрели, причём неоднократно. Они задавали множество вопросов: «В каком отсеке служил?», «Когда погиб?», «Сколько ему оставалось служить?», «Почему затонула лодка?», искали изображение Олега на иконе. Всё это свидетельствовало о неподдельном интересе студентов и вызывало у них не только чувство горести об утрате друга, но и гордость за то, что их сверстник, учившийся в этом учебном заведении, служил на самом современном крейсере, носившем название родного города и геройски погиб со всеми членами экипажа «Курска».

Наблюдая такой интерес студентов, мы решили не ограничиваться Уголком, посвященному Олегу, а создать полноценный Музей, посвященный всему экипажу подводного крейсера «Курск». Такое решение мы приняли, основываясь на том, что в нашем городе и области живут родственники погибших курян, а также родственники погибших моряков, переехавших к нам в город после постигшей их беды.

При помощи начальника отдела по делам молодёжи, культуры и спорта администрации Сеймского округа Дидух Нелли Петровны мы связались с городской администрацией, при которой действовал Штаб по координации работы с семьями погибших подводников АПРК «Курск».

Благодаря усилиям участников Штаба нашей работе по сбору материалов было положено начало. Работу по сбору материалов для музея осуществляла я и помогала мне в этом инициативная группа студентов. Мы с ребятами посещали семьи погибших моряков, знакомились с документами и фотографиями, выбирали из них экспонаты для будущего музея, слушали рассказы, воспоминания жён и матерей о своих мужьях и сыновьях, их жизни в посёлке Видяево, о подводной лодке «Курск» и о многом другом.

В ходе собирательской работе я столкнулась с необходимостью более чёткой её организации, так как стало понятно, что успех данной работы зависит от того, насколько продуманно она организована и спланирована.
 
С целью ознакомления с методикой сбора материалов и организации музея я обратилась в Курский Областной краеведческий музей. Затем я познакомила студентов с основными методами и приёмами собирательской работы. В беседах с родственниками погибших моряков мы пользовались малознакомым для студентов методом интервьюирования.
 
В нашем учебном заведении планомерный систематический сбор документов продолжался с ноября 2001 года (со времени захоронения моряков-подводников в городе Курске 6 ноября) до октября 2002 года, когда в годовщину подъёма подлодки «Курск» со дна Баренцева моря (8 октября 2001 года) в  нашем учебном заведении был открыт Мемориальный музей моряков - подводников АПРК «Курск». За это время мы со студентами побывали практически у всех родственников погибших подводников АПРК «Курск». Хочется выразить огромную благодарность всем родственникам моряков-подводников, погибших на атомоходе «Курск», за то, что они с пониманием и участием отнеслись к нашей работе.
 
Необходимо отметить, что в нашей работе по поиску экспонатов для музея принимали участие (кроме родственников погибших моряков) общественные организации, телевидение, журналисты, скульпторы, архитекторы, художники, деятели культуры, ветераны Военно-морского Флота, подводники запаса и другие люди, которые так или иначе были связаны с этой проблемой. На этих людей мы вышли в процессе работы со средствами массовой информации, а затем при встрече с ними мы получали новую полезную информацию. Необходимость встреч с новыми лицами определялась тем, что в ходе поисковой, собирательской и оформительской работы мы сталкивались с теми или иными проблемами. Например, когда мы решили приобрести в музей макет атомного ракетоносца «Курск», мы испытали некоторые затруднения, так как в сухопутном городе подобные макеты не изготавливают. Бывший заместитель директора по учебно-производственной работе нашего учебного заведения Юровчик Борис Евгеньевич познакомил меня со своим другом, моряком Студенцовым Борисом Николаевичем, который помог приобрести макет. Дело в том, что Борис Николаевич знаком с офицером-подводником Тихоокеанского Флота капитаном 1 ранга в отставке Лифинским Дмитрием Анатольевичем, который занимается судомоделированием. Он посоветовал мне обратиться к нему, что я и сделала. При встрече с Лифинским Дмитрием Анатольевичем я объяснила, чем мы занимаемся и для чего нужна модель атомохода. Выслушав меня, Дмитрий Анатольевич откликнулся на нашу просьбу и 8 октября 2002 года на церемонии открытия музея моряков-подводников он передал в музей макет легендарной подводной лодки. Он выполнил макет атомохода «Курск» по чертежам курского архитектора Жидких Вячеслава Степановича, который на протяжении двух лет по крупицам собирал материал об устройстве подводной лодки. С этого времени установилась тесная связь между нашим музеем и этими людьми, которые принимают активное участие в деятельности нашего музея. 

 
При создании музейной экспозиции необходимо было собрать материал о посёлке Видяево, дать техническую характеристику подводного крейсера, рассказать о членах экипажа атомохода «Курск», среди которых было немало курян, о командном составе подводной лодки, раскрыть тему шефства города над лодкой, поместить материал об успешном походе атомного ракетоносца «Курск» в Средиземное море в августе-октябре 1999 года. Для осуществления этой цели студенты провели работу с местной периодической печатью в краеведческом отделе и отделе периодики Областной научной библиотеки имени Асеева.
 
Надо отметить, что они уже были знакомы с системой работы с газетным материалом. В результате этой работы был собран большой материал, начиная с момента спуска подводной лодки «Курск» на воду до её трагической гибели в августе 2000 года, последующего подъёма со дна Баренцева моря, похорон моряков-подводников в городе Курске год и заканчивая мероприятиями, увековечивающими память погибших моряков. а также интервью, которые давали жены и матери погибших моряков средствам массовой информации. Была составлена библиография этой тематики.

Поскольку музей предполагает не только вещественные экспонаты, но и видеоматериалы, перед нами встала задача их приобрести. Для решения этой задачи мы обратились к директору Государственной телерадиокомпании «Курск» Зелинскому Виталию Петровичу. Во время беседы с Зелинским Виталием Петровичем я многое узнала о специфике службы на подводной лодке «Курск», о самом подводном корабле, о наших земляках, служивших на нём. Виталий Петрович показал мне фильм о гибели атомного ракетоносца «Курск», в котором песню о погибшем экипаже исполняет его дочь, причём слова и музыку она написала сама.     Поскольку наш музей был посвящен подводной лодке «Курск», мы обязаны были приобрести небольшие фрагменты с погибшего ракетоносца. Это была одна из сложных задач, но она оказалась выполнимой.

К весне 2002 г. было собрано значительное количество материалов. После этого мы приступили к созданию и оформлению музейных экспозиций. Для консультации по вопросу правильного размещения и оформления экспозиций мы пригласили профессионального художника, который дам нам много полезных и ценных советов.
 
После всех этих приготовлений мы приступили к кропотливой работе по созданию Мемориального музея моряков-подводников АПРК «Курск».
 
III. ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ АПРК «КУРСК».

Все материалы, которые нам удалось собрать, и составили фонд музея. А 8 октября 2002 года, в годовщину подъема подводной лодки «Курск» со дна Баренцева моря, состоялось открытие музея. Для написания сценария мною была изучена масса литературы по данной теме, в том числе недавно выпущенные книги, посвященные атомоходу «Курск».
Необходимо заметить, что при подготовке к этому мероприятию были использованы аудио и видео материалы, поступившие в музей в ходе проведения учащимися собирательской работы. Песни «Штормила погодка, знобило страну...» и «Рассекая волну, по открытому морю идёт « К-141...», которыми сопровождался показ видеоряда, также являются результатом собирательской работы. Компакт-диск «Автономка» и аудиокассету с этими песнями передали в музей родители старшего лейтенанта Ерахтина Сергея Николаевича. Галина Александровна и Николай Александрович рассказали, что этот диск в качестве памятного напутствия продавался в посёлке Видяево перед отъездом оттуда родственников погибших подводников.

Тем большую ценность эти записи имеют потому, что больше ни в одном городе России не продавался и не продаётся компакт-диск под названием «Автономка», посвященный памяти погибшего экипажа АПРК «Курск».

 
Какими бы ценными ни были аудио и видео-записи, они не могут заменить выступление живого артиста. По задуманному мною сценарию, это должен был быть человек, каким-либо образом связанный с жизнью экипажа подводного крейсера «Курск». Я обратилась к Заслуженному деятелю культуры, композитору и певцу Чебанову Геннадию Павловичу. Дело в том, что Геннадий Павлович в составе Курской делегации неоднократно посещал с концертными программами подводную лодку «Курск», был знаком со многими членами экипажа, в том числе с командиром подводного крейсера капитаном первого ранга Лячиным Геннадием Петровичем. Геннадий Павлович откликнулся на просьбу выступить на открытии Мемориального музея моряков-подводников АПРК «Курск» и было особенно приятно, что после своего выступления он передал в наш музей компакт-диск «Курск. Последний поход», на котором была записана песня «Мы ушли на три дня, но остались в пучине навечно». Именно эту песню и исполнил Геннадий Павлович. Но в еще большей степени порадовал его подарок, ставший одним из уникальных экспонатов нашего музея. Будучи с визитом на подводной лодке «Курск» Геннадий Павлович получил в подарок от командира корабля Лячина Геннадия Петровича пулю от подводного пистолета. Именно эта пуля, побывавшая в руках легендарного командира, стал экспонатом в нашем музее.

Хочется отметить, что в подготовке этого мероприятия принимали участие и другие преподаватели учебного заведения. В частности, преподаватель русского языка и литературы Достоевская Татьяна Алфеевна, которую, как и всех нас, очень сильно затронула трагедия «Курска», написала второе стихотворение, посвященное экипажу погибшего крейсера. Это стихотворение Татьяна Алфеевна написала в форме послания от имени погибших моряков, которое обращено к нам, живущим на земле. Называется оно «Послание».

Это стихотворение является не только данью памяти погибшим морякам, но и имеет огромное воспитательное значение для студентов, так как ребята непосредственно наблюдают и осознают, как трагическое событие современной России оказывает влияние на их родной город, родное учебное заведение, какой отклик оно находит в душах их наставников и в какой степени они сами причастны к этому событию. Это является одним из наглядных примеров, как история страны и история родного края могут переплетаться и сами студенты могут являться участниками данного процесса.
 
IV. ОТКРЫТИЕ МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ АПРК «КУРСК».

На церемонии открытия музея присутствовали родственники погибших моряков АПРК «Курск», моряки, служившие на атомоходе, представители администрации Сеймского округа г. Курска, ветераны военно-морского флота России и подводники запаса, архитекторы, представители Областного Совета ветеранов военной службы, представители Комитета образования Курской области и преподаватели истории профессиональных училищ г. Курска и области. Дело в том, что открытие музея проводилось в рамках методической секции преподавателей истории профессиональных училищ Курской области.

Церемонию открытия музея освещали средства массовой информации.  Таким образом, это событие приобрело областной масштаб. На официальной части открытия музей пополнился новыми экспонатами: капитан первого ранга Лифинский Дмитрий Анатольевич передал в музей большой макет АПРК «Курск», заместитель главы администрации Сеймского округа Борисов Андрей Александрович передал фотокартину «К-141 в боевом походе», которую ему подарили в поселке Видяево со словами: «Если у Вас в городе Курске откроется музей памяти моряков- подводников, передайте эту картину в музей», заслуженный деятель культуры, композитор и певец Чебанов Геннадий Павлович подарил патрон от подводного пистолета, переданный ему Лячиным Геннадием Петровичем, архитектор Жидких Вячеслав Степанович передал свои эскизные проекты будущего памятника экипажу «Курска».

На церемонии открытия музея право разрезать красную ленточку при входе в музей было предоставлено родителям выпускника нашего учебного заведения матроса Евдокимова Олега: Эмме Олеговне и Владимиру Анатольевичу. Мною была проведена первая экскурсия для гостей и родственников погибших моряков; после неё в музее открылась Областная методическая секция преподавателей истории профессиональных училищ Курской области.
На заседании методической секции было заслушано несколько докладов, затрагивающих различные аспекты педагогической деятельности. В своем докладе я затронула проблемы внеурочной исследовательской деятельности учащихся, в частности, по созданию Мемориального музея моряков-подводников АПРК «Курск» и использовании материалов музея в учебно-воспитательном процессе.
 
V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ АПРК «КУРСК».

Музей создан и действует, но сбор материалов продолжается. Этот путь сбора материалов можно отнести к приему даров и случайных поступлений (на первом этаже мы применяли планомерный систематический сбор документов и памятников). Результаты этого метода получения историко­-краеведческого материала нельзя предвидеть и спланировать. Однако, несмотря на большой элемент случайности, здесь есть определенная закономерность. Чем активнее поиск ребят, тем интереснее музей, весомее вклад музея в жизнь учебного заведения, города, области, тем больше бывает различных даров и случайных поступлений. В частности, губернатор Курской области Александр Николаевич Михайлов передал в наш музей имевшиеся у него экспонаты: значок, выпущенный в память о погибшем экипаже крейсера К-141 «Курск» и сувенир - штурвал с изображенной в центре подводной лодкой.

Еще один отклик пришел на статью журналиста Ильи Анпилогова под названием «В Курске открыт музей памяти погибшей лодки» в газете «Комсомольская правда. Черноземье» от 28 октября 2002 года. Житель города Воронежа Владислав Николаевич Букреев прислал письмо, в котором выразил благодарность за создание музея и от своего имен передал в музей экспонат в литературной форме. Это стихотворение «Тихо вокруг», написанное им сразу после трагедии в Баренцевом море и положенное на ритмы вальса «На сопках Маньчжурии». Письмо-экспонат В.Н. Букреева положило начало переписке, которую проводят наши ребята из состава актива музея.

Спустя некоторое время вдова старшего мичмана Цимбал Ивана Ивановича Ирина Викторовна передала в музей фонарь аварийного освещения, принадлежавший её мужу. Передавая фонарь, она сказала, что ее муж был электриком и с эти фонарем обследовал подводную лодку вдоль и поперек. Через небольшой промежуток времени наш музей посетил брат погибшего на «Курске» Василия Сергеевича Исаенко.

Александр Сергеевич Исаенко, который передал нам личные вещи брата, в том числе его форму «РБ» («радиационная безопасность»). Зимой 2002-2003 годов мы посетили семью погибшего матроса Романа Кубикова, проживающую в Щигровском районе (ст. Охочевка). Позднее родители погибшего матроса Миртова Дмитрия передали Постановление о прекращении уголовного дела по факту гибели атомной подводной лодки «Курск», с которого мы сняли ксерокопию. В феврале-марте 2003 года наш музей посетила мать погибшего матроса Некрасова Алексея Надежда Петровна Шалапинина.

Обычно общественные музеи не ограничивают свою деятельность стенами учебного заведении, а делают ее достоянием родителей, окружающего населения, более широкой общественности. Наряду с этим такие музеи помогают пополнять фонды государственных музеев, способствуют пропаганде историко-краеведческих знаний. Так, с 27 октября по 2 ноября 2002 года я участвовала во всероссийском семинаре «История профессиональной школы России», который проходил в Санкт-Петербурге. В этом семинаре принимали участие Председатель Управления начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации Овсянников Николай Петрович.

В ходе семинара мы послушали интересные доклады и сообщения, посетили различные учебные заведения системы профессионального образования и созданные музеи. Так, начался семинар в актовом зале Морского корпуса Петра Великого Санкт-Петербургского военно-морского института, расположившемся на набережной Шмидта.

Открыл этот семинар Председатель Управления начального профессионального образования Министерства образования РФ Овсянников Николай Петрович. Кроме него перед участниками семинара выступили заместитель начальника по воспитательной работе Санкт-Петербургского военно-морского института Рыжих Николай Александрович.

На этом же заседании выступила руководитель Центрального музея системы начального профессионального образования Дорофеева Лидия Андреевна, которая затронула проблему о том, какую роль играет музей в воспитании молодого поколения. Она указала, что музей является главным рычагом воспитательной работы, что в системе профессионального образования функционирует около 600 музеев, существует два издания справочника музеев системы начального профессионального образования. Кроме того, Центральный       музей начального профессионального       образования, возглавляемый Дорофеевой JT.A. и Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования составляют Ассоциацию музеев НПО.

Созданы и существуют Музейные округа:
  • Центральный округ (г. Москва);
  • Северный округ (Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования);
  • Сибирский округ (г. Челябинск);
  • Восточный округ
  • Волжский округ (г. Нижний Новгород);
  • Южный (г. Ростов-на-Дону).

Мы посетили Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования, где для нас была проведена экскурсия.

Перед нами так же выступили известные искусствоведы-практики и музейные работники, в том числе Никандр Викторович Мальцев, заведующий научно-методическим отделом Русского музея, который рассказал о музейно-педагогической технологии.

Все эти лекции явились дополнительным источником знаний том, как проводить исследовательскую работу с учащимися в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности.

Кроме того, участники семинара посетили Санкт-Петербургский Лицей флота, который готовит среднее звено для Военно-Морского Флота России. Мы посмотрели его учебные кабинеты и мастерские, бассейны, а также созданный там музей, посвященный истории флота и выпускникам лицея, проявившим себя на военно-морской службе.

В заключительный день семинара его участники и организаторы провели круглый стол, где каждый из присутствующих (от г. Сочи до г. Владивостока) рассказал о своем музее, созданном и функционирующем в том или ином учебном заведении системы начального профессионального образования. На заседании круглого стола Лидия Андреевна Дорофеева предоставила мне слово. В своем выступлении я рассказала о созданном в нашем учебном заведении Мемориальном музее моряков- подводников АПРК «Курск», а также о планах его дальнейшей работы. Во время моего выступления было заметно как многие женщины, а также некоторые мужчины смахивали навернувшиеся на глаза слезы. И по этой реакции я поняла, что если взрослые сдержанные люди не могут удержаться от слез, то какие впечатления получают студенты, участвуя в работе по созданию музея и привлечении его экспонатов для проведения занятий.

Поскольку одним из направлений работы музея моряков-подводников АПРК «Курск» является установление связей с другими музеями, то, будучи в Петербурге, я посетила Санкт-Петербургский музей моряков-подводников ВМФ и Общественный фонд памяти АПРК «Курск». Я познакомилась с исполнительным директором Общественного фонда Руденко Ириной Александровной. В ходе беседы мы обменялись адресами с целью переписки и обмена некоторыми экспонатами.

Огромные потенциальные возможности в деле организации помощи по сбору экспонатов имеют радио, пресса и телевидение. Многие выпускники нашего учебного заведения, узнав из телевизионных и радиопередач, газетных статей о созданном музее, посетили его и принесли новые экспонаты. Это слова песни, посвященной погибшему экипажу АПРК «Курск», написанные одним из друзей Евдокимова Олега.

Очень трогательны и печальны воспоминания, связанные с трагедией в Баренцевом море. Так, один из выпускников, служивший в морской пехоте, был одним из тех, кто участвовал в разборке завалов и поиске тел моряков внутри затонувшего крейсера. Он описал состояние, в котором находилась подлодка, но особенно тронули сердце его слова о том, что металл был не просто искорежен, а свернут в несколько слоев, подобно выстиранному и отжатому белью. Кроме того, у него были фотографии внутреннего состояния «Курска», и он был согласен отдать их в музей, если бы они сохранились. Но эти фотографии он разорвал еще до того, как узнал о создании музея и объяснил этот поступок тем, что без слез на них смотреть было невозможно.

Большое значение в пропаганде историко-краеведческих знаний принадлежит различным мероприятиям, проводимым на базе нашего музея.

Так, в феврале 2003 года на базе Мемориального музея моряков- подводников АПРК «Курск» был проведен Областной семинар руководителей музеев учреждений системы начального профессионального образования. Мы обменялись опытом работы по созданию музеев, посмотрели видеоматериалы. Очень значимы для нашего учебного заведения были отклики участников областного семинара, особенно выступление директора профессионального училища №26 м. Свобода Бабкина Ивана Степановича, выпускник которого Анненков Юрий погиб на атомоходе «Курск».

Весной 2003 года по приглашению капитана I ранга в отставке Лифинского Дмитрия Анатольевича наш музей посетили представители Курского городского совета ветеранов ВМФ. На 23 февраля и 9 мая 2003 года Мемориальный музей моряков-подводников АПРК «Курск» посещали моряки, ветераны Великой Отечественной войны. 19 марта 2003 года я принимала участие в конференции, посвященной Дню подводника на базе школы №18 г. Курска. На конференции я рассказала о музее представителям Городского Совета ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы, а также родственникам погибших подводников, не присутствовавших на церемонии открытия музея.

5 августа 2003 года в день памяти Федора Ушакова состоялось освящение Мемориального музея моряков-подводников АПРК «Курск». На церемонии освящения, которое проводили священнослужители Михайловского храма г. Курска, присутствовали представитель командования Северного флота, администрации г. Курска, ветераны-подводники, родственники погибших подводников АПРК «Курск», представители ветеранских организаций и общественности.

4 мая 2005 г. на территории ЗАО «Аккумулятор» состоялась презентация памятного знака, изготовленного из фрагментов легкого корпуса АПРК «Курск». Авторами проектов стали А.И. Белугин и В.С. Жидких. Сам памятный знак был изготовлен руками студентов, обучающихся по специальности электрогазосварщик, под руководством опытных мастеров производственного обучения (В.В. Гостева, Н.А. Ермолаева, С.К. Кривоногих). 12 августа 2005 г. Памятный знак был открыт на березовой Аллее подводников в Северо-западном микрорайоне г. Курска.
В музее проводятся мероприятия, приуроченные к памятным датам Военно-морского флота России: 19 марта – День моряка-подводника, 7 апреля – День памяти подводников, погибших в океане, 12 августа – День памяти экипажа АПРК «Курск» и др. На эти мероприятия приглашаются родственники погибших подводников на АПРК «Курск», представители администрации города и округа, а также СМИ.

На базе музея действует патриотическое объединение «Память» под руководством преподавателя истории О.Н. Барзенковой. Лекторская группа музея проводит экскурсии для многочисленных посетителей нашего музея: школьников, студентов средних и высших учебных заведений, представителей различных учреждений г. Курска и области,  гостей города. Так, 7 февраля 2004 года наш музей посетили представители Общественного фонда памяти АПЛ «Курск» из г. Санкт-Петербурга. 11 марта 2004 г. наш музей посетила вдова командира АПРК «Курск» И.Ю. Лячина. 

25 сентября 2006 г. музей посетила иностранная делегация (Великобритания) во главе с Лин Грин, поддерживающей тесные связи с подводниками Британского флота. Также музей посетила Л.М. Беличенко – журналистка BBC из Москвы. Она  также поддерживает связь с ветеранами-подводниками Великобритании.

В 2007 г. на экскурсии в музее побывала делегация Государственного учреждения ММЦ «Рубеж» (г. Москва). Руководитель делегации -  И.А. Холодова.

В сентябре 2008 г. работа актива ТО «Память» и его руководителя О.Н. Барзенковой была поощрена поездкой в г. Сукко, расположенный недалеко от Анапы. Там на базе оздоровительно-развлекательного лагеря «Смена» проводилась тематическая смена, на которую съехались представители музейных объединений из 25 регионов нашей страны. В рамках выполнения поставленного перед нами задания по поиску экспонатов по истории Краснодарского края, мы нашли проживающих в городе Анапе Надежду Павловну и Николая Григорьевича Тылик – родителей старшего лейтенанта Сергея Николаевича Тылик, погибшего на АПРК «Курск». Мы встретились с ними, рассказали о нашем музее, после чего родители передали вещи, документы, фотографии своего сына в наш музей.
В 2009 г. ко Дню моряка-подводника в музее была выпущена 1-я часть книги Памяти «Какими они были…», рассказывающая о выпускниках учебных заведений начального и среднего профессионального образования Курской области, погибших при выполнении учебно-боевого задания на атомном подводном ракетном крейсере «Курск» в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

К 10-й годовщине гибели экипажа атомного подводного ракетного крейсера «Курск» мною был разработан проект брошюры под названием «Ушли в бессмертие на «Курске», остались с Курском на века…».

В апреле 2011 года в колледже был проведен вечер памяти «Море Баренцево», посвященный 7 апреля – Международному дню памяти подводников, погибших в океане.
В октябре 2011 года участники ТО «Память» подготовили и провели торжественное мероприятие, посвященное десятой годовщине подъема АПРК «Курск» со дна Баренцева моря.

Благодаря финансовой помощи и поддержке администрации колледжа во главе с его директором Владимиром Викторовичем Ноздрачевым с января  по  март 2012 г. музей подвергся масштабной реконструкции. А 16 апреля 2012 г. вновь реконструированный музей был торжественно открыт. Право перерезать красную ленту было предоставлено Эмме Олеговне Евдокимовой – маме нашего выпускника Олега Евдокимова, погибшего на АПРК «Курск», и Любови Васильевне Калининой – вдове старшего мичмана Сергея Алексеевича Калинина, погибшего на АПРК «Курск».

На торжественном мероприятии перед открытием музея родственникам, ветеранам и гостям была вручена 2-я часть книги Памяти, в которой рассказывается о подводниках, которые не являлись курянами, но были захоронены в Курске.

В октябре 2012 г. наш музей посетили родственники погибших подводников из Санкт-Петербурга. Они возложили венки и цветы к Памятнику «Скорбящий ангел» на месте захоронения подводников, к Памятному знаку на Аллее подводников, встретились со студентами группы, в которой я была куратором, а также передали новые экспонаты в музей.
 
В феврале 2013 г. в рамках празднования 70-летия освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков музей посетила многочисленная делегация родственников погибших подводников из Санкт-Петербурга, Москвы, Калиниграда, Архангельска, Курска. А накануне студенты моей группы приняли участие в торжественном богослужении, проходившем в Никитском храме г. Курска. Туда была привезена икона Божией Матери «Спасающая на море». 

Осенью 2013 г. музей посетила группа кадетов из Санкт-Петербурга. А через несколько дней вновь реконструированный музей был освящен по церковному обряду. На церемонии освящения также присутствовали родственники погибших подводников из Санкт-Петербурга и Курска.

Осенью 2014 года родственники погибших подводников из Санкт-Петербурга и Воронежа приняли участие в мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Благодаря усилиям нынешней администрации колледжа во главе с его директором Алексеем Васильевичем Салтановым ведется работа по дальнейшему обеспечению музея необходимым оборудованием, витринами, экспозиционными стендами.
 
Справедливо говорится, что память не живет отдельно от людей, она поселяется в их душах, сердцах и умах. И это очень важно, так как без памяти нет жизни, нет связи времен, нет грядущего.

Мемориальный музей моряков-подводников АПРК «Курск»  - это наша Память о тех, кто пришел на флот по зову сердца и души и остался в море навечно. О тех, чье мужество навсегда останется образцом для всех поколений российских моряков. И пока жива Россия, она не забудет тех, кто погиб с достоинством и честью, утверждая её величие.
 
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ УШЕДШИМ!
 
Об истории создания и деятельности Мемориального музея моряков-подводников АПРК «Курск» рассказала основатель и руководитель музея Барзенкова Ольга Николаевна

Яндекс.Метрика